Налоговые инспекторы могут покупать товар (работы, услуги) с целью проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники. Такой вывод следует из обзора судебной практики № 2 (2015), который утвержден Президиумом Верховного суда 26 июня 2015 года.
Напомним, что до сих пор у судов не было единого мнения по поводу того, могут ли инспекторы проводить контрольные закупки. Так, Высший арбитражный суд в 2008 году указывал на то, что инспекторы не вправе проводить контрольные закупки. Суть позиции ВАС РФ кратко звучит так. Проверочная закупка является оперативно-розыскным мероприятием. Налоговые органы проводить такие мероприятия не вправе. А использовать доказательства, полученные с нарушением закона, нельзя (см. например, постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.08 № 3125/08; см. «ВАС объяснил, почему налоговики не могут проводить контрольную закупку»). Эти разъяснения ВАС сразу же взяли на вооружение федеральные арбитражные суды и после решения высшей инстанции арбитры стали массово отменять штрафы за неприменение ККТ.
Год спустя Верховный суд РФ в постановлении от 24.07.09 № 46-АД09-1 пришел к противоположному выводу. Контроль за применением контрольно-кассовой техники возложен на налоговые органы, к компетенции которых относится и проверка выдачи кассовых чеков (ст. 7 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ). Положения этой нормы не содержит запрета для налоговиков на покупку товара (работы, услуги) в целях проведения проверки. Следовательно, инспекторы могут проводить закупки в рамках контроля за соблюдением налогоплательщиками правил о применении ККТ (см. «Верховный суд признал право налоговиков на проведение контрольных закупок»).
Эту же позицию подтвердил Президиум Верховного суда в комментируемом обзоре. Судьи пояснили, что совершение налоговым инспектором расчетов с продавцом в рамках контрольной закупки не подпадает под регулирование Федерального законаот 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». То есть проверочная закупка не является оперативно-розыскным мероприятием. Кроме того, в пункте 19 постановления Пленума ВС от 24.10.06 № 18 указано: акт контрольной закупки может служить доказательством, подтверждающим факт реализации товаров, при рассмотрении дел об административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ. Следовательно, судья вправе приобщить к материалам дела акт контрольной закупки.
Напомним, что сейчас вместо двух высших судов (Высшего арбитражного и Верховного) действует один — Верховный суд РФ. Поэтому окружные суды при вынесении решений, вероятно, будут учитывать позицию ВС.